6. Вера и суеверие в науке.
«Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берёт начало из области религии» (А. Эйнштейн). И учёный, не верующий в Бога, на наш взгляд рискует разорвать наследственную связь с этим источником и погрязнуть в суеверии. Примером такого финала, по-видимому, и является виртуальная модель Вселенной, демонстрирующая веру в сверхъестественные свойства пустоты.
В одном из современных продуктов виртуальной физики читаем: «Можно уверенно сказать, что у Вселенной в целом, благодаря сложнейшей структуре физического вакуума, есть ряд признаков системы, способной к самопознанию. Не исключено, что Вселенная как система не только самоорганизована, но жива, и даже разумна вследствие наличия в ней активного элемента (вакуума), способного функционировать в режиме, свойственном Разуму». И далее следует откровенное признание: «то, что происходит в фундаментальной науке, есть часть общечеловеческой программы поиска Бога» [1].
Как видим, налицо старая как мир идея (грубый плагиат), опирающаяся не на веру в абсолют, но на абсолютное знание. То есть на то, что по определению не может быть абсолютным. Знание, как нам давным-давно известно, развивается от одного неполного, а подчас и ложного представления к другому, поэтому в абсолют нам остаётся только верить. . В прошлом веке Бернард Шоу сформулировал это так: «Наука всегда не права: она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом с десяток новых». У него же находим другое важное для нас наблюдение: «Ложное знание хуже невежества».
Ибо предлагаемая обществу новая или «научная» антирелигия фактически лишает человека духовного начала, составляющего квинтэссенцию всякого истинного религиозного учения. В «Слове пастыря» [2] от митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла читаем: «Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры. Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств.
В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.
Человек способен логически прийти к идее Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу».
В качестве заключения автор осмеливается на банальный призыв к учёным мужам-физикам: «Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева, называемого культурой. Не гоже пилить ни свою, ни другие ветви этого дерева. Берегите природу!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Латыпов, В. А. Бейлин, Г. М. Верешков. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная.– М.: Изд-во МГУ, 2001.
2. Официальный сайт Московского патриархата:
< НАЗАД] [Главная] [Очерки] [Журнал] [НАЧАЛО >